автор: ольга прокофьева
Язык цветов: как рассказать о чувствах с помощью букета
Получать букеты цветов также приятно, как их дарить. А составлять букеты? B прошлом с помощью цветов люди передавали целые послания, которые не могли или не смели выразить словами. В старину букеты формировали в четком соответствие с языком цветов.
П.А. Вяземский
"Цветы"
По видам, лицам и годам
Цветы в своём саду имею:
Невинности даю лилею,
Мак – сонным приторным мужьям,
Душистый ландыш полевой
Друзьям смиренной Лизы бедной,
Нарцисс несчастливый и бледный –
Красавцам, занятым собой.
Злых вестовщиц и болтунов
Я колокольчиком встречаю;
В тени от взоров закрываю
Для милой розу без шипов.
Язык цветов зародился на Востоке. Именно с помощью цветов восточные красавицы рассказывали о своем настроении и чувстваx. Европа узнала про удивительный язык лишь в 18 веке после опубликованных в 1763 году писем жены британского посла в Стамбуле леди Мэри Уортли Монтегю. Начиная с конца 18 и весь 19 век в разных европейских странах издавались «Цветочные словари» с подробным объяснением смысла и значения того или иного цветка, растения. В старинных цветочных словарях описывалось огромное количество растений и цветов, иногда более 300 наименований. Вот некоторые из них:
Цветы - символы
  • Акация – дружба, чистая любовь
  • Астра – изящество, изысканность
  • Боярышник – смелость и надежда
  • Васильки – доверие, простота и нетребовательность
  • Герань – наружный блеск, без внутренняго достоинства
  • Гвоздика – храбрость, отвага
  • Гладиолус – готовность пожертвовать собой ради любимой
  • Жасмин – чувственность, страсть, первое любовное томление
  • Колокольчик – миловидность
  • Ландыш – невинность и чистота нравов, символ девственности, скромности, нежности
  • Лён – простотa
  • Лилия – девственность, красотa, царственность
  • Маргаритка – истина и скромность
  • Махровый мак – намек на мечтательность, мечты, символ сна, отдыха и лени
  • Нарцисс – самообожание
  • Орешник – сердечная тоска
  • Плющ – дружба
  • Резеда – сердечная доброта
  • Рожь – благополучие, богатство
  • Розa – красота и любовь
  • Ромашка – мир, спокойствие
  • Сирень – (сиреневая) первая любовь, (белая) невинность
  • Тюльпан – символ большого счастья и чистой любви, гармонии
  • Фиалка – невинность и скрытность
~
~
Цветы - символы
Также уделялось внимание цветy цветов, наличию шипов и даже состоянию самого цветка. Так, например, бутон розы означал юную невинную девушку, ещё не познавшую радости любви, а увядшая роза была символом утерянной молодости, радости, счастья и красоты, а иногда даже раннeй смерти.

  • Розовый – любовь
  • Ярко-красный – страсть
  • Зеленый – надежда
  • Светло-голубой – вера
  • Синий – верность и преданность
  • Мутно-желтый – коварство и зависть
  • Светло-серый – бедность
  • Темно-серый – отчаяние
  • Лиловый – покорность
  • Фиолетовый – дружба
  • Оранжевый – гордость и кокетство
  • Золотой – достоинство
  • Серебряный – бессмертие
Эти правила распостранялись и на искуственные цветы, которыми украшали одежду и головные уборы. Так, например, для венка и букета невесты рекомендовали мирт и померанцевые/ флёрдоранж (апельсиновые) цветы, которые символизировали чистоту и невинность невесты. Дурным тоном считалось, если молодая незамужняя девушка украшала себя ярко-красными цветами.
Любовные послания в цветах
Были времена когда наличие у дамы любовника никого не смущало, а наоборот подтверждало ее популярность. Письмо, как и дневники, считали ненадежными, так как они могли оказаться не в тех руках и стать достоянием общественности. Потому многие известные люди просто сжигали свои письма и дневники. Если же любовная переписка хранилась, то правилом хорошего тона в случае разрыва отношений считался возврат писем.

Цветы или цветок был в этом плане надежней и практичней. Тогда проще было сохранить цветок, который имел смысл для влюбленных. Его вытаскивали из букета (если вдруг был букет, потому что маленькие букетики можно было сохранить целиком) и высушивали, а потом вкладывали в книгу, шкатулку, другое сокровенное место.

Было крайне важно, и на это в прошлом обращали особое внимание: кем и когда поднесены цветы, как даритель держит букет, в какой руке и как передает адресату (соцветиями вверх или вниз), из каких цветов состоит букет; и на детали: свеж букет или увядающий, убраны ли шипы со стеблей.
Язык цветов не был однозначен и тем более строг. Один и тот же цветок в разных странах и сословиях мог быть наделен разным смыслом. Также было популярно у влюбленных придумать свой, только им одним понятный цветочный язык. И тогда тайное не становилось явным...
Оскорбление цветами
В галантный век и позже в 19 веке, язык цветов вовсю употребляли при европейских дворах и в салонах. Но ошибаются те, кто думают, что язык цветов (да и веера) использовали как язык для разговора. Я имею в виду сам язык, который мы используем в повседневном акте общения, а не салонные игры тех лет, где с помощью табличек действительно можно было вести беседу, как, например, глухонемые используют язык жестов, с помощью которого они действительно разговаривают друг с другом.

Язык цветов был важен и необходим для передачи чувств, настроения, степени влюбленности, почтения и так далее. Более того знать язык цветов было социальной необходимостью, так как «... это дает полную возможность быть наготове, что бы притупить жало насмешки и вовремя отразить пошлую выходку остряка, который вздумал бы поднести вам букет цветов, значение которых вовсе не согласовалось бы ни с вашим возрастом, ни с вашим достоинством, или же заключало в себе явный намек на что-либо оскорбительное для вас» («Светская жизнь и этикет», 1901)
То есть подарить букет замужней даме, в котором были бы цветы апельсина - символ невинности - было бы оскорбительно, но именно из-за своего значения флер-д-оранж был главным цветком в букете невест тех лет. Кстати, эта традиция осталась в аристократических и королевских домах: юные невесты идут с букетом из апельсиновых цветов.

В быту простых людей также осталось некоторое представление о символизме цветов, но менее глубокое, не всегда уместное и утратившее связь с коннотациями наших предков. Ох, уж эти красные розы! Так парень может подарить девушке красные розы и девушка будет им рада и потому что это яркий символ, и потому что розы нынче дороги! Но она не считает символического подвоха шипов. В прошлом красные розы были неуместны, и предпочтительней для подарка свой возлюбленной были белые лилии. Не смотря на разнообразие, в наши дни букеты стали однообразны. Кто сегодня подарит букет из фиалок или незабудок? А раньше было обычным делом.
Александровские букеты
Известный исторический пример языка цветов как символа почитания - так называемые Александровские букеты в честь русского императора Александра I. Это были большие и маленькие букеты. Ббольшие пристегивали к корсажу или вставляли в портбукеты, а маленькие носили в волосах. Созданные из цветов начальные буквы названий которых складывались в имя императора Alexander, т.е Anemon (анемон), Lilie (лилия), Eicheln (желуди), Xeranthenum (амарант), Accazzie (акация), Nelke (гвоздика), Dreifaltigkeitsblume (веселые глазки, т.е. анютины), Epheu (плющ) и Roze (роза).
Такие букеты были очень популярны и в России и в Европе, особенно после победы над Наполеоном. Европейские аристократки без этих букетов не могли показаться в обществе: было обязанностью украшать символичными цветами свой туалет, поэтому с ними являлись в оперу, на бал и прочие светские собрания, в том числе и в первую очередь те, на которые проводились в присутствии Его Величества.
Похожие букеты по буквам имен складывали влюбленные парочки, носили невесты. Влюбленный кавалер мог прислать даме своего сердца такой букет перед балом, театром, и дама в знак принятия ухаживания вставляла такой букет в свой портбукет или в знак отказа просто игнорировала и приходила с другим букетом.
Похожие материалы
Популярные публикации из рубрики "Интервью с Наследниками"