— То есть каждое произведение надо рассматривать отдельно?
— Не обязательно. Просто надо понимать, что сейчас рейтинг и рынок определяют те, кто раньше вообще не определял ничего, а просто пахал, сеял, ходил за скотиной или стоял за конвейером... Для них то, что для "немногих" 100-летней давности было попсой, сейчас
— "жесткая" классика ))
— Именно! А как развеять этот продюсерский миф гениальности?
— В эпоху медленного распространения информации не было такой отчаянной необходимости продать. Настоящую "голимую попсу" как отвратительную масс-культуру придумали (специально) те, кто понял, что, взяв с плебеев по 10 копеек, можно заработать в миллион раз больше, чем взяв с аристократов по 100 рублей...
— Но возвращаясь к аристократам тех времен, у них видимо тоже была потребность в попсе? И помимо них были те, кто, кажется, разбирался в музыке получше, например Порпора?
— У них была потребность в развлечении, в отдыхе, а не в попсе.
- Отдых, так-так... То есть в церкви им не отдыхалось?
— А Вам бы отдыхалось?!
— Стоя, пожалуй, нет. Но ведь в католических храмах скамьи. Вот мы подобрались к сути: то есть их напрягала церковная музыка чем?
— Ну, вообще-то посещение церкви (неважно, сидя или стоя)
— это в принципе не отдых, а некоторая внутренняя работа. А функция церковной музыки
— быть частью богослужения. Следовательно, церковная музыка предназначена не для людей...
А развлечения
— это банкеты, танцы, охота и т.п. И для всего этого тоже была своя музыка!
А во второй половине 18 века наконец-то появляется музыка для слушания, а не для сопровождения вышеперечисленных процессов. Появляются первые филармонии и концертные залы, т.е. основа будущего шоу-бизнеса.
— Теперь понятно, но надо также понять, музыка сопровождающая банкеты, танцы, охоту, была ли она плоха и ниже качеством по сравнению с церковной? Или она начала портиться и попсеть с появлением филармоний?
— Нет-нет, она не была плохой, просто к ней были совсем другие требования!) Она не подчинялась таким жестким канонам, как церковная, не была такой ученой. Поэтому, с точки зрения церковных музыкантов, она была плоха, "была иной" ))
А с появлением филармоний музыка стала выше качеством, безусловно. Так как церковную и светскую музыку стали писать одни и те же композиторы
— как правило, хорошие!
Называть попсой развлекательную музыку 18-19 вв. принципиально неправильно. Те же дивертисменты Моцарта и Гайдна
— это музыка для сопровождения банкетов. Но они от этого не хуже по качеству, просто у них не такие задачи, как у музыки для слушания
— например, сонат, концертов и симфоний. То есть не надо их принижать, но и не стоит слушать их, закатив глаза ))
Слово же "попса" говорит о снижении жанра, а не о недостаточном его развитии или изначальной ущербности. Попса появляется, когда масса диктует рынок.
— Что же тогда было попсой?
— На самом деле, попсы тогда не было, так как масса не существовала еще как решающий и объединенный класс.
— Фактически одним и тем же языком
— например, русским
— можно написать прекрасное стихотворение, договор аренды, перевод Библии или матерный анекдот. Язык не становится от этого ни лучше, ни хуже, ему все равно, он просто живет. Точно так же и Моцарт, например, писал дивертисменты, масонские кантаты, концерты для фортепиано с оркестром, детские песенки, оперы и реквием. Одним и тем же языком
— моцартовским. Просто не надо договор писать в стихах, а в церкви материться... )
P.S. О том, что считать классической музыкой
читайте здесь